25 октября - 145 лет со дня рождения русского писателя-сказочника, художника-пейзажиста Степана Григорьевича Писахова (1879–1960).
В 1879 году у серебряных дел мастера Григория Писахова родился сын Степанушка. От отца к нему перешёл дар художника, а от деда Леонтия в наследство досталось умение сказки складывать. Не к перу, но к кисти потянулись сначала руки юного Писахова. А в 1916 году впервые были напечатаны его этнографические исследования. Они-то и стали основой его жизнерадостного творчества. В 1924 году вышла первая сказка «Не любо — не слушай». Ой, любо, ой, как любо слушать этот живой говор архангелогородского люда! Семён Кривоногов, земляк Степана Григорьевича, знаменит был и руками своими золотыми и крепким словцом. Этот артельщик стал героем Писахова, Сеней Малиной из деревни Уйма.
В своё время помор Михайло Ломоносов вошёл в историю с возом мороженой рыбы. Сеня же Малина прославился «Морожеными волками», а более того — «Морожеными песнями». В конце 1930-х годов печатается цикл про этого рассказчика «Северный Мюнхгаузен». Но враки-завираки худосочного ганноверского барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена блёкнут и меркнут в сравнении с безграничной фантазией Малины. Наш мужик, потянувшись, носил «брюки восемнадцать вёрст длины». Наш Малина оседлал косяк трески («На треске гуляли»), «на Уйме кругом света» путешествовал. Наш Сеня с «Мамаем», «Наполеоном» и прочими «инстервентами» расправился, да так, что им жизнь малиной не казалась. Щедрая душа нашего героя настолько широка, что он спит у моря, морем же и укрывшись.
Глядя на бородатого Писахова, диву даёшься, как этот маленький человек создавал такие воистину вселенские полотна и на холсте, и на бумаге. Сама природа русского Севера, сам Север дарили и краски, и слова, привязали к себе настолько, что не мог писатель «и выехать никуда на Русь-то. И без языка, и без глаз сделаешься». Хватало острого взгляда и на то, чтобы прищучить «письмом мордобитным» чиновника и «министера», попа Сиволдая и царя. Словом, досталось всем, кто мешал жить.
На всё хватало взгляда писателя Писахова. Потому смотрел он сверху, почти с полюса, на всё смотрел верно, потому что стрелка компаса всегда направлена на Север.